Растения и энергетика
Причуды растительного мира
Цветы на балконе





батуты для дачи Прайс. По вашему запросу ничего не найдено. Будьте в курсе!

Многогранный талант

Многогранный талантАндрей Тимофеевич Болотов родился 7 октября 1738 г. в родовом селе Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии. Его отец был военным — полковником, и семья Болотовых несколько раз переезжала с места на место (в основном в Прибалтике и Финляндии). По распространенной в те времена традиции он получил неплохое домашнее образование.

Поступил на военную службу, участвовал в войне с Пруссией. Находясь в Кенигсберге, он посещал лекции профессоров Кенигсбергского университета и увлекся чтением, о чем позже написал: «Книжки эти были фитилем, воспламенившим гнездившуюся в моем сердце до того самому мне непонятную охоту к естественным наукам».

После выхода «Манифеста о вольности дворянства», освободившего всех дворян от обязательной 25-летней военной и гражданской службы, Андрей летом 1762 г. в возрасте 23 лет перебрался в Дворяниново, чтобы посвятить жизнь науке. Здесь в июле 1764 г. он женился на Александре Михайловне Кавериной.

Интересно, что друга и помощника в своих делах он нашел не в жене, которая мало вникала в его научные интересы, а в теще Марии Абрамовне Кавериной. В родовом имении Болотов занимался сельским хозяйством и другими науками, ставил опыты, записывал свои наблюдения, которые со временем стал публиковать в сборнике «Вольного экономического общества».

В 1768 г. Андрей Тимофеевич задумался о строительстве нового усадебного дома.

Он самолично изготовил все необходимые планы и чертежи.

В усадьбе, помимо плодовых садов, он разбил увеселительные (так по терминологии тех времен называли сады декоративного назначения). Изначально они имели французскую (регулярную) планировку, но впоследствии приобрели пейзажные черты, так как постепенно, под влиянием иностранной литературы и собственных раздумий, вкусы А. Т. Болотова менялись, и через некоторое время он всей душой полюбил сады в пейзажном (английском) стиле.

Андрей Тимофеевич занимался и изобретательством, чтобы облегчить физическую работу людей. Например, он придумал и изготовил устройства для обрезки высоко расположенных ветвей, устройства для съема плодов, эргономичные носилки, универсальную мотыгу, совок для пересадки растений с комом земли, устройство для окулировки, мягкую щетку для очистки коры на плодовых деревьях, приспособления для уплотнения почвы вокруг саженцев и многое другое.

В 1776 г. он был назначен управителем Богородицкой волости Тульской губернии. Так как «Труды» Вольного экономического общества не могли вместить в себя все статьи Болотова, он основал собственный журнал -«Сельский житель» с подзаголовком «Экономическое в пользу сельских жителей служащее издание».

Журнал выходил в 1778-1779 гг., за это время было опубликовано 52 номера. В 1779 г. крупный просветитель и публицист Н. И. Новиков предложил Андрею Тимофеевичу продолжить его издание в качестве еженедельного приложения к популярной газете «Московские ведомости».

Новый журнал под названием «Экономический магазин» стал выходить с начала 1780 г. В нем печатались статьи по самым разнообразным вопросам, поэтому он имел следующий подзаголовок: «Собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и советов, относящихся до земледелия, скотоводства, до садов и огородов, до лугов, лесов, прудов, разных продуктов, до деревенских строений, домашних лекарств, врачебных трав и до всяких нужных и неизбежных городским и деревенским жителям вещей».

Издание регулярно выходило в течение 10 лет, до 1790 г. включительно.

В итоге вышло ровно 40 томов (4 тома ежегодно) по приблизительно 1600 страниц в год, в которых было опубликовано около 4000 статей Андрея Тимофеевича.

С 1776 по 1797 гг. Болотов жил в Богородицке.

Здесь по его проекту и при его активном участии был создан первый в России пейзажный парк, составивший вместе с дворцом, возведенным по проекту известного архитектора И. Е. Старова, Богородицкий дворцово-парковый ансамбль. Именно здесь Андрей Тимофеевич максимально реализовал свой талант в области ландшафтного дизайна.

Большое внимание Болотов уделял теории и практике создания цветников, ведь, по его мнению, именно в строении цветков природа максимально проявила свою щедрость и фантазию. За свою жизнь он собрал богатую коллекцию декоративных растений.

Его работа «Общие замечания о цветах», ставшая первым отечественным руководством по цветоводству, в которой описано около 60 ботанических родов, актуальна и в наши дни. Разработанные Болотовым рекомендации для успешной летней пересадки взрослых деревьев (сейчас мы именуем их крупномерами) также не утратили своей актуальности. Богородицкий дворцово-парковый ансамбль раскинулся на высоком берегу большого пруда и восхищал современников, даже воочию видевших регулярные сады Франции и пейзажные парки Англии.

Сам город Богородицк возведен по пятилучевой схеме застройки, разработанной А. Т. Болотовым, и открывается из покоев дворца величественной панорамой.

С другой стороны дворца центральная ось проходит через въездную башню-колокольню и далее в виде березовой аллеи рассекает парк на две части.

В итоге созданный ансамбль напоминает театр, где дворец графа Бобринского — это сцена, пруд — оркестровая яма, а сам город — это амфитеатр, в котором главные улицы словно веером расходятся от «сцены».

По легенде, на подобную веерообразную планировку города Андрея Тимофеевича натолкнул случайно оброненный императрицей веер. Болотов принимал участие и в разработке интерьеров Богородицкого дворца.

При создании пейзажных парков, по мнению А. Т. Болотова, необходимо учитывать: естественную красоту места (величина участка, его разнообразие, эстетические свойства, новизна и неожиданность), частные детали данной местности (равнины, возвышенности, углубления, леса, водоемы и т. п.), художественные дополнения к естественному ландшафту (архитектурные постройки, бюсты, статуи, декоративные вазы, солнечные часы, щиты с нанесенными на них изображениями либо стихами или прозаическими цитатами, обелиски, беседки, мостики, дерновые лавочки, Искусственно созданные руины и т. п.), разновидности парков (в соответствии с характером преобладающих садовых сцен — веселые, романтические, меланхолические, торжественные, величественные и т. п.; по сезону — весенние, летние, осенние, зимние; по временам суток — утренние, дневные, вечерние, ночные и т. д.). При этом сады и парки должны затрагивать не только зрение, но и другие органы чувств — обоняние, слух, осязание.

Андрей Тимофеевич предупреждал, что создание и содержание парков в английском стиле дешевле, чем французских, но при этом их создатель непременно должен обладать художественным талантом, иметь соответствующие знания и умения.

При создании пейзажных парков необходимо наличие более или менее значительной площади, использование уже имеющихся естественных красот (элементы рельефа, отдельные деревья, кустарники и их группы), преимущественное использование представителей местной флоры, гармоничное сочетание открытых и закрытых пространств, продуманной дорожно-тропиночной сети. Разрабатывая теорию создания пейзажных парков и успешно реализуя ее на практике, А. Т. Болотов писал: «Всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеры у других, а паче испытать производить сады собственного своего вкуса, и такие, которые бы, колико можно, сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера.

Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих… А при таковых обстоятельствах не было б ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни аглинские, ни французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали российскими».

По существу Болотов был одним из первых отечественных ландшафтных дизайнеров (в то время названия такой профессии не было) и в 1785-1787 гг. опубликовал целую серию статей по ландшафтному искусству.

Благодаря таланту А. Т. Болотова в Богородицком дворцово-парковом ансамбле, за счет сочетания удачно выбранного местоположения с эффектной естественной обстановкой, имелись аллеи, система прудов, включая главный, достаточно обширный изогнутый пруд с высокими, порой довольно крутыми берегами, изрезанными оврагами и сложенными разнообразными по строению и окраске горными породами, многочисленные цветники, лужайки, «лесочки», присутствовали в парке и уголки, выполненные в регулярном стиле.

Гармонично вписанными в общий ландшафт парка оказались и уголки утилитарного назначения: плодовый сад, огород, садик лекарственных трав, пруды для разведения рыб. Маршруты и наполнение парка были заранее продуманы Андреем Тимофеевичем таким образом, что посетители могли гулять по нему часами, не уставая при этом восхищаться и удивляться.

Все это достигалось заранее предусмотренной искусной сменой пейзажных картин, неожиданным появлением традиционных для парков и оригинальных объектов, иногда шутливо-развлекательного характера. Так, в одном из гротов было установлено зеркало, которое отражало предшествующий ему пейзаж, визуально превращая грот в глубокий тоннель.

Тем, кто подходил к нему, казалось, что навстречу движутся люди, и они по ошибке приветствовали свое собственное отражение.

В другом гроте, стены которого состояли из разноцветного песчаника и были отделаны разнообразными морскими раковинами, при попадании солнечных лучей через специально сооруженное сверху световое окно все переливалось различными цветами, искрилось и сверкало.

Еще одним из забавных сооружений парка была так называемая улитка, или улита, покрытая травой искусственно возведенная конической формы гора, на вершину которой вела спирально закручивающаяся тропинка. В те времена это было довольно распространенное парковое сооружение, однако особенность данной улиты заключалась в том, что она была окружена рвом, через который был перекинут мостик.

Когда кто-либо из посетителей парка забирался на вершину горы, специально спрятавшийся человек убирал мостик и открывал шлюз, через который в ров с шумом врывалась вода, затапливающая основание улиты. Оказавшийся в водном плену сильно пугался, остальные веселились.

А еще здесь были «Церерина роща», «Долина Эхи», утренняя и вечерняя сиделки (так во времена Болотова называли скамейки), которые были предназначены для созерцания самых красивых видов парка в утренние и вечерние часы, а также иные «затеи». К сожалению, далеко не все созданное Болотовым сохранилось до наших дней, но даже то, что осталось или восстановлено, производит на современных посетителей сильное впечатление.

В 1796 г. Андрей Тимофеевич вернулся в Дворяниново и там систематизировал свои знания по отличительным особенностям сортов яблонь и груш.

Поэтому А. Т. Болотов считается отцом помологии.

В то время среди существовавшего довольно разнообразного сортимента яблонь и груш царил полный хаос: одни и те же сорта в разных местностях имели разные названия, в ряде случаев разные сорта фигурировали под одним именем. В общей сложности над своей помологической системой Болотов работал 8 лет — с 1793 по 1801 гг. В итоге им было подготовлено 6 томов с описанием 661 сорта яблони и груши, причем описание сопровождалось акварельными изображениями плодов в натуральную величину и в цвете, сделанными самим Андреем Тимофеевичем.

Этот труд автор назвал «Изображения и описание разных пород яблок и груш, родящихся в дворяниновских, а отчасти и в других садах». Сам Болотов является автором трех сортов яблони (Андреевка, Болотовка — она же Дворяниновка, или Ренет, и Ромодановка), которые были вполне достойными для своего времени и выращивались в садах еще долгое время после того, как их автора не стало.

К сожалению, к настоящему моменту все эти сорта утеряны. В 1797 г. А. Т. Болотов был избран почетным членом Королевско-саксонского лейпцигского экономического общества, а в начале 1800-х гг. получил от Вольного экономического общества золотую медаль.

В 1820 г. он был избран почетным членом Императорского московского общества сельского хозяйства.

За период 1822-1830 гг. он опубликовал в печатном органе этого общества «Земледельческом журнале» 12 своих статей.

Умер А. Т. Болотов 3 октября 1833 г. В настоящее время в мире существует всего два памятника ученому — в мемориальных усадьбах Дворяниново и Богородицке. В Дворяниново с 1993 г. действует мемориальный музей А. Т. Болотова, в парке площадью около 1 га произрастают плодовые, ягодные, овощные, лекарственные и декоративные растения, которые росли здесь в бытность Андрея Тимофеевича.

В парке сохранился дуб желаний, которому уже более 450 лет. В Богородицком дворцово-парковом ансамбле (парк был сильно поврежден, историческое здание дворца было взорвано в 1941 г. при отступлении фашистами, его восстановили только к 1988 г.) расположен историко-художественный музей, в котором несколько залов посвящены Андрею Тимофеевичу.

Вокруг дворца для посетителей открыт парк площадью 49 га. Чем только не занимался в разное время Андрей Тимофеевич. Он исследовал различные вопросы лесоводства, первым в России разработал основы биологической борьбы с сорняками и успешно реализовывал это на практике, изучал вопросы минерального питания растений, разработал основные приемы удобрения полей и принципы севооборота, способы улучшения почв и разработал классификацию последних по различным признакам, занимался изучением теории и практики зимостойкости растений, первым в мире обнаружил явление дихогамии у яблони.

Болотов исследовал самые разнообразные аспекты агротехники, является основателем научного семеноводства, его перу принадлежит первое русскоязычное печатное руководство по морфологии и линнеевской систематике растений, в котором заложены основы отечественной ботанической терминологии.

Одним из самых любимых занятий Болотова было садоводство.

При размножении плодовых растений он отдавал предпочтение летней прививке глазком (окулировке), нежели ранневесенней прививке черенком (копулировке). Для окулировки он разработал ряд рекомендаций по заготовке, хранению черенков с глазками и самому процессу прививки, которые остаются актуальными и сейчас.

Болотов был лично знаком с Мичуриным, который знал и ценил его труды и опирался на них в своей научно-практической деятельности. Почти 70 лет Андрей Тимофеевич отдал служению биологической и сельскохозяйственной наукам.

По словам его биографа А. П. Бердышева, «трудно найти раздел сельскохозяйственной науки, в который бы А. Т. Болотов не внес свой вклад первооткрывателя». В журнале «Экономический магазин» он дал описание около 250 видов овощных, декоративных и лекарственных растений.

При описании он давал морфологическую характеристику и подробные сведения об их практическом использовании. Занимался Андрей Тимофеевич и вопросами медицины: успешно лечил домашних и крестьян, порой принимая свыше 100 больных в месяц, при этом безо всякого рода вознаграждения.

Болотов изучал и широко использовал в своей врачебной практике лекарственные растения, расширив их ассортимент и используя не только по отдельности, но и в разнообразных сочетаниях.

Андрей Тимофеевич был творческой личностью: занимался живописью (как акварелью, так и маслом), ландшафтным дизайном, литературным трудом (в том числе сочинял стихи, в основном белые), очень любил музыку и танцы.

До наших времен сохранились и написанные его собственной рукой виды усадьбы Дворяниново, несколько автопортретов (один из них хранится в Эрмитаже, другой — в Русском музее).

За свою жизнь Болотов очень много написал: по оценкам, около 350 томов обыкновенного формата, — но большая часть его трудов не опубликована и существует только в виде рукописей.

Книга А. Т. Болотова «Детская философия» посвящена вопросам и духовного воспитания подрастающего поколения. Он является автором знаменитых автобиографических записок «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

Они писались на протяжении почти 30 лет — с 1789 по 1816 гг. — и охватывают исторический период с 1738 года, содержат огромный фактический материал по культуре, истории и быту России XVIII — начала XIX ст. Перу Болотова принадлежит ряд сочинений по философии, этике, педагогике. Он прекрасно знал немецкий и французский языки, читал и переводил иностранные книги и статьи.

Труды А. Т. Болотова необходимо изучать и переиздавать. По отзывам современников, Андрей Тимофеевич был глубоко верующим, доброжелательным, скромным и предельно честным человеком.

Комментарии запрещены.

Растения очищают воздух
  • Большой кактус. Секреты выращивания

    Кто смотрел фильм «Любовь и голуби», наверняка помнит тот большой кактус, за колючки которого постоянно ранился главный герой в доме «разлучницы». Комнатное растение по замыслу режиссера стало образом, использованным в качестве символа чужеродности, неуюта. Удивительно, но нечто подобное не так уж редко... 
    Читать полностью

Ошибки в уходе за растениями
Оконные ящики для цветов